24 февраля в галерее современного искусства PinchukArtCentre традиционно откроется сразу две выставки – персональный проект южноафриканской художницы Динео Сеше Бопапе, обладательницы Future Generation Art Prize 2017, и коллективная экспозиция двадцати молодых украинских художников, номинантов национальной Премии.

В этом году Премии PinchukArtCentre исполняется десять лет. Арт-директор Бйорн Гельдхоф подчеркивает, что в 2018-м в шорт-лист вошли не только известные художники, ранее сотрудничавшие с галереей, но и 11 новых участников, которые демонстрируют нестандартный тип мышления. «Выставка Премии это двадцать независимых экспозиций и личных высказываний, которые объединяет интерес к актуальным социально-политическим и экономическим вопросам», – уточняет куратор проекта Татьяна Кочубинская.

Динео Сеше Бопапе

В апреле международное жюри объявит обладателей Главной премии в размере 250 000 гривен, приза зрительских симпатий – 25 000 гривен, а также лауреатов двух специальных премий – по 60 000 гривен каждая. Обладатель Главной премии будет автоматически включен в шорт-лист международного конкурса Future Generation Art Prize 2019, также художники смогут поучаствовать в престижных арт-резиденциях.

Выставка Динео Сеше Бопапе станет первым персональным проектом художницы в Восточной Европе. Специально для PinchukArtCentre она создала монументальную инсталляцию из земли, которая продолжает идею ее прошлогодней работы «mabu/mubu/mmu». Художница использовала землю из Украины, Германии и Конго, дополнив ее кристаллами кварца, лекарственными травами, табаком, углем, свечами и глиняной посудой, сделанной украинскими мастерами.

Персональная выставка Динео Сеше Бопапе в PinchukArtCentre, 2018

Землю пронизывают равномерные срезы дерева – так Динео подчеркивает, что внедряя архитектурные объекты в природный ландшафт, человек вызывает потерю водных ресурсов и, в конце концов, лишает землю плодородности. Она сравнивает этот твердый, надежный материал с рекой, которая накапливает в себе различные вещества, ощущения и верования. «То, что художница использует украинскую землю, дает возможность посетителям выставки взглянуть на нее по-другому, не только в контексте политического нарратива, но и как источник энергии и чувств», – утверждает арт-директор галереи Бйорн Гельдхоф.

Персональная выставка Динео Сеше Бопапе в PinchukArtCentre, 2018

Обзор экспозиции украинских художников начинается на втором этаже у ресепшна, где Михаил Алексеенко разместил партисипативную инсталляцию «Startup Troyeshyna» – с помощью терминала посетители могут перевести деньги на усовершенствование его арт-студии «Квартира 14» и развитие района Троещина. За пожертвования они получат открытки, значки или авторские портреты. Стену комнаты украшает изображение скульптуры 1970-х годов «Скворечник», которая является метафорой коллективного взаимодействия.

Сергей Радкевич – «Монумент жертвам», 2018

Некоторые номинанты конкурса обратились к актуальным политическим темам. Юлия Кривич подготовила серию снимков и артбук «Дерзость и молодость», в которой запечатлела участников хулиганской группы из Днепра, воевавших на востоке Украины. Тарас Каменной создал конструкцию под названием «Этическое пятно», посвященную понятию территории, ее трансформации, захвату и владению. Сергей Радкевич представил масштабную металлическую скульптуру «Монумент жертвам» – абстрактную форму, напоминающую о погибших украинцах, а творческий дуэт Ярема Малащук и Роман Химей – видео «На кого ты нас покидаешь, отец наш?», которое отсылает к опере Модеста Мусоргского «Борис Годунов» и передает чувства страдающего народа.

Виталий Кохан – «Предметы со следами натуральных процессов», 2018

Анна Звягинцева, которая в октябре представила в галерее персональный проект «Неуместные касания», показала серию снимков «Найденные рисунки», посвященную следам, которые человек оставляет взаимодействуя с окружающей средой. Екатерина Ермолаева примерила образы девяти разных героев – мужчин и женщин, спортсменов, мечтательниц и PR-агентов, ради работы «Я, снова я и я сама», а Виталий Кохан подчеркнул красоту природных стихий и материалов в проекте «Предметы со следами натуральных процессов». «Живые, естественные процессы всегда выразительней чем то, что ты можешь дорисовать», – уверен художник.

Екатерина Ермолаева – «Я, снова я и я сама», 2018

Известные украинские художники Саша Курмаз и Алина Клейтман создали в стенах галереи самостоятельные арт-пространства. «Хроника текущих событий» Курмаза – полуразрушенное помещение, которое напоминает поле боевых действий и встречает зрителей лозунгом «Ваши жертвы были напрасны!». Тотальная инсталляция Клейтман «Спроси у мамы» – гнетущая темная комната с утрированно большими домашними тапочками и хозяйственными перчатками, тревожными звуками и старыми шубами, которые напоминают о детских страхах и фобиях, моделируют знакомое многим бытовое пространство, в котором отсутствуют личные границы.

Художник из Ивано-Франковска Евгений Самборский показал сразу несколько социальных партисипативных работ – скульптуру «Лаборатория друзей», созданную вместе с детьми из Центра психологической реабилитации, серию рисунков «Говорит Ивано-Франковск» пациентов Психиатрической больницы №1, а также иллюстрации и видео проекта «Пленер на Радванке», посвященного жителям ужгородского поселения ромов.

Евгений Самборский – «Папа», 2017

Выставки продлятся с 24 февраля по 13 мая, победителей национальной Премии огласят на церемонии награждения в апреле. 1 марта в 19:00 состоится бесплатная авторская экскурсия с куратором галереи Татьяной Кочубинской. Подобности ищите на сайте PinchukArtCentre.

Евгений Самборский – «Лаборатория друзей», 2016