Три года назад швейцарский режиссер Марк Рэймонд Уилкинс, лауреат каннского «Золотого Льва», принял решение о переезде из Берлина в Киев. Именно этот город он сегодня считает своим домом и идеальной средой для развития новой украинской культуры. У Марка здесь нет семьи, он всецело поглощен креативными проектами, о которых многие киевляне слышали, но даже не догадывались, что за ними стоит иностранец. Мы встретились в галерее The Naked Room на Рейтарской – небольшом и уютном пространстве с винтажной мебелью, чтобы поговорить об инициативах сооснователя маркета Kyivness и организатора общества Cinema Society, его первом полнометражном фильме, любимых точках Киева и самых смелых путешествиях.

Открытие галереи, которую Марк создал с кураторами Елизаветой Герман и Марией Ланько, состоялось чуть больше месяца назад, но здесь уже успели показать фотографии Елены Субач и Вячеслава Полякова, акварели Николая Толмачева и полотна Люси Ивановой. Параллельно режиссер, снявший более двухсот реклам по всему миру, работает над новой картиной об эмиграции, любви и взрослении – экранизацией романа «The Saint of the Impossible». Как и его предыдущий фильм «Bon Voyage», вошедший в шорт-лист «Оскара», лента затрагивает болезненную тему бегства из родной страны в поисках лучшей жизни.

Съемки драмы стартуют в мае в Нью-Йорке, но режиссер уже успел в одиночку исследовать шахтерские городки в Андских горах в Перу – родные места для главных героев его фильма Пола и Тито. Кажется, ничто не способно помешать Марку изучать новые культуры и континенты, защищать исторические здания, независимое кино и современное украинское искусство – без сомнения, в послужном списке режиссера будет еще не один социально значимый проект.

 

 

О первом визите в Киев:

Я впервые приехал сюда в 2004 году и поначалу не было никакого яркого впечатления. Я тогда много путешествовал по миру с рекламными проектами, часто бывал в Кейптауне, Нью-Йорке, Цюрихе, жил в Берлине. Мне показалось, что город немного потрепанный, улицы и здания нуждаются в реновации, но в нем чувствовалась энергия молодости. Киев – центр новой украинской культуры.

О переезде в Украину:

Это был процесс, а не спонтанное решение. После Революции достоинства моя жизнь и взгляды на политику изменились. Я всегда интересовался историей, но не думал, что смогу стать свидетелем ее создания. Я впервые почувствовал, что хочу защищать страну с оружием в руках, для швейцарца-пацифиста это крайне необычно. Я перебрался из Нью-Йорка в Берлин, но больше не ощущал с ним связи и постоянно думал о Киеве. Полтора года я снимал квартиры на Airbnb и почти все свободное время проводил в Украине, а в 2016 году переехал в Киев и стал считать его своим домом. То, что происходит вокруг вдохновляет меня, здесь есть дух новаторства и открытий, чего я не замечал в Цюрихе, Берлине и Нью-Йорке. Казалось, что там я хожу по кругу, а все что совершается здесь – в первый раз.

 

 

О любимых местах в городе:

Все началось с «Косатки». Для меня это символ рождения нового Киева, одно из первых молодых независимых заведений. Люблю «Зигзаг» и «Окно», Труханов остров – это как Центральный парк с пляжем, Пейзажную аллею, Лысую гору и Национальный художественный музей, особенно второй этаж, где представлено украинское искусство 1950-1960-х. Я хожу на каждую выставку PinchukArtCentre – мне нравится то, что они делают, но это место напоминает многие современные европейские галереи своей стерильной, холодной атмосферой. В The Naked Room мы хотели создать пространство, в котором зрители бы чувствовали себя расслабленно и комфортно.

О решении открыть галерею:

Когда я приехал в Киев, понял, что хочу поддержать современную культуру города. Я собирался открыть бутик-отель, в каждом номере которого были бы работы украинских художников. Гости бы сами выбирали с какой картиной хотят провести ночь, и могли приобрести все представленные произведения. Однако в Киеве только открылся прекрасный отель Bursa, и я осознал, что найти нужное финансирование будет сложнее, чем казалось. Тогда вместе с кураторами Елизаветой Герман и Марией Ланько мы решили основать что-то, что не требует дополнительного ожидания и инвестиций. Фактически идея The Naked Room родилась из другого проекта.

 

 

О политике The Naked Room:

Приоритет галереи – работы современных украинских художников. На сегодня у нас есть два формата экспозиций – основные выставки, которые длятся 5-6 недель, проекты авторов, которых мы хорошо знаем и любим, и короткие pop-up выставки The Naked Statement, в рамках которых мы будем представлять новые имена и противоречивые произведения. Первым событием специальной программы стала экспозиция акварельных картин Николая Толмачева – иллюстраций к книге Шевченко «Катерина» от издательства «Основы».

О коллекционировании:

Мой родной отец писал полотна маслом и акрилом, так что наш дом был буквально пропитан запахом краски и холстов. Мой отчим – скульптор, у него была своя мастерская, где он создавал масштабные работы из металла, а мой дедушка делал надгробные камни, скрупулезно вырезая розы и другие изображения. Для меня искусство всегда было чем-то привычным, неотъемлемым элементом жизни, в котором человек нуждается так же, как в еде. Поначалу я просто покупал произведения, которые мне нравятся, не думая об авторстве, но Лиза и Мария изменили мое отношение к процессу и я начал собирать собственную коллекцию.

 

 

О текущих городских проектах:

Один из проектов, в которых я сейчас задействован – Cinema Society, открытое сообщество, к которому может присоединиться каждый. Фактически мы будем формировать программу на год, в которой будет указано какие международные фильмы и фестивальные премьеры покажут в Киеве. Идея в том, чтобы напрямую отвечать за кинокультуру города в сотрудничестве с местными кинотеатрами.

Также я участвую в создании организации The New Kyiv Foundation – вместе с адвокатами, активистами и инвесторами мы хотим составить каталог исторических зданий столицы, которые будем защищать. Проект на ранней стадии, но я уже вижу большой отклик от людей. Ранее я стал одним из инвесторов прекрасной инициативы – ресторана Urban Space 500. Пятьсот человек вложили в заведение по $1000 – средства им не вернут, вместо этого прибыль будет направлена на поддержку программ по улучшению жизни в Киеве.

 

 

О дебютном полнометражном фильме:

Снимать кино – это то, чем я хотел заниматься с пятнадцати лет. Я понял, что самая сложная вещь в этой сфере – найти историю, за которую хочется умереть. Фильм может стать по-настоящему выдающимся только если автор чувствует острую необходимость рассказать о чем-то. Болеть душой можно и за массовое, коммерческое кино – успех «Звездных войн» обусловлен тем, что Джордж Лукас был изначально поглощен идеей картины.

Мой новый проект называется «The Saint of the Impossible», это адаптация романа Арнона Грюнберга, над которой я работаю уже шесть лет. История повествует о двух братьях из Перу, которые нелегально эмигрировали в Нью-Йорк и влюбились в одну и ту же девушку Кристину, родом из Украины. На первый взгляд, это очаровательный рассказ о взрослении, поиске идентичности и первой любви, однако если присмотреться – понимаешь, что он о современной политике и эмиграции. Думаю, об этом очень важно говорить, ведь в будущем тема станет еще более острой – наш мир стремительно меняется, и людей, которые захотят обрести лучшую жизнь будет все больше и больше. Съемки мы планируем начать в конце мая в Нью-Йорке.

 

 

О теме эмиграции:

Я привилегированный эмигрант – всегда переезжаю с места на место, но не потому что должен, а потому что мне это нравится. Я родился в одной из самых богатых и безопасных стран в мире, но не могу этим гордиться, ведь это случайное стечение обстоятельств. Швейцария подарила мне уверенность, благодаря которой я могу свободно путешествовать, исследовать другие страны и культуры. Я чувствую грусть и злость при мысли о том, что многие люди вынуждены покидать свой дом из-за войны, голода, бедности, отсутствия будущего. Эта тема меня действительно волнует, а я хочу снимать фильмы только о том, что вызывает сильные эмоции.

О самом безумном путешествии:

Думаю, самое безумное мое путешествие – поездка в Андские горы в Перу. Я искал место, где родились главные герои моего фильма Пол и Тито, поэтому изучил местность, где туристов почти не бывает – не пирамиды майя и Мачу-Пикчу, а обычные шахтерские городки и бедные горные поселения. Я занимался скалолазанием, путешествовал автостопом и на перуанских автобусах, переоделся в местную шерстяную одежду. Я не хотел быть очевидным туристом в куртке Patagonia, но для окружающих все равно был чужаком, гринго. Думаю, некоторые из них видели такого как я впервые. Это была красивая поездка, которая укрепила мою веру в человечество: если ты приходишь к кому-то с открытым сердцем – получаешь то же в ответ. Кое-что меня также шокировало – я наткнулся на промышленный городок, похожий на большую духовку, где все вокруг было черным от дыма. Оказалось, это Ла Оройа – одно из самых грязных мест на планете. Одну из сцен фильма мы будем снимать именно там.

 

 

О своей яхте «Search»:

Яхту я купил на Род-Айленде, сейчас она находится в Нью-Йорке и за ней присматривают мои компаньоны. Она называется «Search» («Поиск»), что очень символично. Поначалу я хотел дать ей более эмоциональное название, но все звучало как-то фальшиво, вроде «Билли Джин». Поиск – неотъемлемая часть моей жизни, но я ищу не потому что должен, а потому что знаю чего хочу и где мое место. Самое длинное плавание на ней было до Портленда – это хорошая яхта 1966 года, очень крепкая, но она не создана для кругосветных путешествий.

 

Портрет матери

 

На этом рисунке изображена моя мать в двенадцатилетнем возрасте. Мама умерла четыре года назад, и лишь сейчас я стал по-настоящему понимать, кем она была – неутомимым искателем, очень смелой и любознательной. Она родилась в швейцарской семье высшего рабочего класса, должна была учиться готовить яблочный пирог и гладить рубашки, но смогла вырваться за установленные рамки. Эта работа важная часть моей художественной коллекции.

Пластинка А. Джворжака

 

Когда мне было пятнадцать, и я полгода жил в Новой Зеландии симфония «Из Нового Света» Антонина Дворжака стала моим саундтреком. До сих пор каждое воскресное утро я начинаю с ее прослушивания. Она придает мне энергии и решимости исследовать мир, постоянно открывать что-то новое. Я коллекционирую винил и слушаю много пластинок, мои любимые – записи группы America, Майкла Фрэнкса и Kraftwerk.

Маска для плавания

 

Маска связывает меня с морем и океаном, который я очень люблю. В отличие от гор он всегда в движении, его цвет, форма и температура постоянно меняются. Когда я под водой, чувствую себя астронавтом, который исследует новые планеты.

Горный хрусталь

 

Этот хрусталь из швейцарских гор, он в нашей семье сколько я себя помню и олицетворяет страну моего происхождения. Швейцария окружена горами, там все очень размеренно, предсказуемо и, кажется, никогда не изменится. Он формировался тысячи лет, это воплощение сдержанности и стабильности.

Статуэтка Святой Риты

 

Это антикварная статуэтка Святой Риты, к которой люди обращаются в самых безнадежных ситуациях. Ей молятся и герои моего фильма «The Saint of the Impossible» Пол и Тито. Никогда о ней не слышал, пока не прочел роман Арнона Грюнберга. Я не религиозен, и настолько же буддист, насколько христианин, но верю в духовность человека.